Автоматика, связь, информатика. 2022. № 7. С. 14–19
Automation, communications, informatics. 2022. № 7. Р. 14–19
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ
Научная статья
УДК: 621.396
DOI: 10.34649/AT.2022.7.7.003
Коротковолновая ионосферная радиосвязь и возможности ее применения
Сергей Игоревич Лапунов1, Дмитрий Николаевич Роенков2, Павел Андреевич Плеханов3
1ОАО «РЖД», Центральная станция связи, начальник сектора технической политики, Москва, Россия, lapunovsi@css.rzd.ru
2Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, кафедра «Электрическая связь», доцент, канд. техн. наук, Санкт-Петербург, Россия, roenkov_dmitry@mail.ru
3Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, кафедра «Электрическая связь», доцент, канд. техн. наук, Санкт-Петербург, Россия, pavelplekhanov@gmail.com
Аннотация. Одним из вариантов организации технологической радиосвязи на протяженных железнодорожных участках, в том числе малоинтенсивных, является использование коротковолновой (КВ) ионосферной радиосвязи. Ионосфера представляет собой слоистую структуру в отдельных случаях с нестабильными отражающими характеристиками. В этой статье рассмотрены принципы формирования ионосферы и факторы, влияющие на ее отражающие свойства, включая полярное сияние. Показано, что для организации такого вида радиосвязи ОАО «РЖД» потребуется построение собственных сетей. Приведены базовые схемы сетей ПРС на основе ионосферной КВ-радиосвязи, обоснована целесообразность использования единой сети для нескольких малоинтенсивных железнодорожных участков. Дана оценка доступности коротковолнового радиочастотного диапазона для нужд ОАО «РЖД».
Ключевые слова: коротковолновая ионосферная радиосвязь, технологическая железнодорожная радиосвязь, поездная радиосвязь, малоинтенсивные железнодорожные участки
Для цитирования: Лапунов С.И., Роенков Д.Н., Плеханов П.А. Коротковолновая ионосферная радиосвязь и возможности ее применения // Автоматика, связь, информатика. 2022. № 7. С. 14–19. DOI: 10.34649/AT.2022.7.7.003
TELECOMMUNICATIONS
Original article
Short-wave ionospheric radio communication and the possibilities of its application as a technological railway radio communication
Sergey I. Lapunov1, Dmitry N. Roenkov2, Pavel А. Plekhanov3
1Central Communications Station - branch of JSC Russian Railways, head of the technical policy sector; Moscow city, lapunovsi@css.rzd.ru
2Candidate of engineering science, associate professor; Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University, assistant professor of the department «Telecommunications»; Saint-Petersburg city; e-mail: roenkov_dmitry@mail.ru; eLibrary SPIN-code: 7312-5208
3Candidate of engineering science, associate professor; Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University, assistant professor of the department «Telecommunications»; Saint-Petersburg city; pavelplekhanov@gmail.com; SPIN-code: 1532-9427
Abstract. One of the options for organizing technological radio communication on long railway sections, including low-intensity ones, is the use of short-wave ionospheric radio communication. The ionosphere is a layered structure, in some cases with unstable reflective characteristics. This article is devoted to the principles of the formation of the ionosphere, factors affecting its reflective properties, including auroras. The state of short-wave ionospheric radio communication in Russia is considered, it is shown that the organization of railway radio communication will require the construction of own radio communication networks of JSC «Russian Railways». The basic schemes of building PRS networks based on ionospheric HF radio communication are presented, the expediency of using a single network for several low-intensity railway sections is justified. The assessment of the availability of the short-wave radio frequency range for the needs of JSC «Russian Railways» was carried out.
Keywords: short-wave ionospheric radio communication, technological railway radio communication, train radio communication, auroras and radio communication
For citation: Lyapunov S.I., Roenkov D.N., Plekhanov P.A. Shortwave ionospheric radio communication and its application possibilities // Automation, Communications, Informatics. 2022. № 7. P. 14–19. DOI: 10.34649/AT.2022.7.7.003
Список источников
1. Плеханов П.А., Роенков Д.Н. Цифровые системы подвижной связи на железнодорожном транспорте. СПб.: ПГУПС, 2020. 41 с.
2. Плеханов П.А., Роенков Д.Н. Подвижная связь 5G // Автоматика, связь, информатика. 2019. № 5. С. 8–12. DOI: 10.34649/AT.2019.5.5.001.
3. Роенков Д.Н., Плеханов П.А. Технология MIMO для подвижной связи 5G // Автоматика, связь, информатика. 2019. № 8. С. 21–25. DOI: 10.34649/AT.2019.8.8.003.
4. Роенков Д.Н., Плеханов П.А. Мобильные сети поколения 5G : перспективы применения // Автоматика, связь, информатика. 2020. № 10. С. 2–7. DOI: 10.34649/AT.2020.10.10.001.
5. Плеханов П.А., Роенков Д.Н. Стандартизация требований для систем беспроводной связи // Автоматика, связь, информатика. 2020. № 4. С. 38–42. DOI: 10.34649/AT.2020.4.4.007.
6. Роенков Д.Н., Плеханов П.А. Беспроводная связь для высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург // Автоматика, связь, информатика. 2021. № 12. С. 11–13. DOI: 10.34649/AT.2021.12.12.003.
7. Роенков Д.Н., Плеханов П.А., Шматченко В.В., Иванов В.Г. СТУ для организации радиосвязи на ВСМ Москва – Казань // Автоматика, связь, информатика. 2016. № 6. С. 23–26.
8. Роенков Д.Н., Коренной Г.О. Методические указания по организации и расчету сетей ПРС // Автоматика, связь, информатика. 2014. № 6. С. 18–20.
9. Роенков Д.Н., Коренной Г.О. Методические указания по организации и расчету сетей ПРС // Автоматика, связь, информатика. 2014. № 7. С. 11–15.
10. Плеханов П.А., Роенков Д.Н. Переход к будущей железнодорожной системе подвижной связи // Автоматика, связь, информатика. 2021. № 5. С. 6–11. DOI: 10.34649/AT.2021.5.5.001.
© Москва «Автоматика, связь, информатика» 2022